title1
Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 66 (Академия правосудия), офис 213. Тел.: (863) 397-3977 • E-mail: ucit@mail.ru

1
Издание освещает события, происходящие в жизни Южного федерального округа. На страницах газеты публикуются актуальные материалы, посвященные политике, эконо-мике, науке, образованию, культуре, медицине, спорту и т. д. Постоянные читатели газеты это представители властных структур, руководи-тели организаций и предприя-тий, госслужащие, бизнесмены, ученые, работники коммер-ческих фирм, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Читательская аудитория более 40 тыс человек.

Издание распространяется в 13 субъектах ЮФО: по админис-тративным структурам, гос-учреждениям, офисам коммер-ческих фирм, а также в сало-нах бизнес-класса авиаком-пании «Аэрофлот-Дон». Оно поступает в киоски и пред-ставлено на всех специализи-рованных выставках Юга России.

В Ростове распространением газеты по административным и коммерческим структурам занимается собственная служба доставки.

На страницах газеты регулярно размещают информацию преуспевающие фирмы и властные структуры. «Южная Россия» под рубрикой «Южная Россия в лицах» публикует материалы об известных и преуспевающих личностях руководителях фирм, вузов, деятелях науки и культуры, политиках.

Информация о товарах, услугах и фирмах размещается в под рубриками: «Точка на карте», «Клуб потребителя», «Строительство, ремонт», «Туризм», «Отдых», «Образование», «Работа», «К вашему столу», «Новые технологии», «Связь 21 века», «Здоровье», «Красота», «Для вашего бизнеса», «Реклама» и других.

«Все о Бизнесе и Карьере» №13

Евгений Захарченко:
«Истинный педагог – это подвижник»

ЗахарченкоЕсли после окончания одиннадцатого класса выпускники уходят с пониманием того, что учеба не закончена и теперь они вечные ученики, получать новые знания и работать над собой придется всю жизнь, то это значит, что школа свою основную задачу выполнила. Так считает директор ростовской средней школы № 4 заслуженный учитель России Е.Ю.Захарченко, с которым мы беседуем о том, какой быть современной средней школе, чего ждут от нее ученики и их родители, и как соотносятся их ожидания с действующими образовательными стандартами.

– Евгений Юрьевич, на ваш взгляд, соответствует ли существующий уровень среднего образования требованиям сегодняшнего дня? Довольны ли ученики и их родители тем, как сегодня учат в школе?

– Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно конкретизировать, по каким критериям оценивать работу школу. Если мы говорим об объеме информации по предметным областям, то это один подход. Если же ориентироваться на общее развитие личности, то – другой. Если говорить о духовности, то – третий. То есть, подходов к оценке роли школы, которую она должна сыграть в жизни ребенка множество. Однако, к сожалению, у нас пока и государственные стандарты, и притязания родителей ориентированы в основном на получение информации по предметным областям. И, с этой точки зрения, школа соответствует предъявляемым требованиям родителей, заинтересованных в том, чтобы ребенок, окончив школу, мог попасть в вуз и впоследствии трудоустроиться. Кстати сказать, речь зачастую идет не о том вузе, который выбрал бы сам ребенок, и не о той профессии, к которой он чувствует склонность и которая соответствует сформировавшимся у него ценностям и установкам, а о том вузе, который доступен семье, о той профессии, которая востребована на рынке труда.

Сами ребята оценивают работу школы совсем по другим критериям. Обследования, которые регулярно проводятся в нашей школе, убеждают в том, что у детей на первом месте их общее развитие, их способность к коммуникации, к взаимодействию со сверстниками. Например, каждый год по окончании школы наши выпускники пишут мини-сочинение на тему «За что я люблю и ненавижу свою школу». В них учащиеся открыто выражают свою точку зрения, давая оценку работе учебного заведения. И, как правило, эти оценки не связаны с качеством полученной информации по предметным областям. Большинство выпускников волнует, предоставила ли им школа возможность самовыразиться, получить навыки общения и взаимодействия со своими сверстниками. Они ссылаются на те ситуации успеха, который у них был во внеурочной деятельности, – коллективные мероприятия, совместные акции, концерты. Это заставляет задуматься о том, что для ребенка то, что мы привыкли называть качеством образования, имея в виду глубокую информацию по предметным областям, не так важно.

Думаю, что основная задача школы состоит не в том, чтобы дать максимальный объем знаний, а в том, чтобы заложить механизмы получения знаний. Умный человек – это не тот, который все знает, а который знает, где взять то, чего он не знает. И если школа помогла ребенку развить качества, которые позволят ему добывать знания, постоянно совершенствоваться, непрерывно обучаться, то он будет всегда конкурентоспособен на рынке труда и не пропадет в жизни ни при каких обстоятельствах. Сможет в случае необходимости поменять специальность или найти в полученной специальности такие ракурсы и формы ее применения, которые помогут ему реализовать свои способности.

– С вашей точки зрения, каковы сильные и слабые стороны у ЕГЭ?

– Механизм до конца не отработан. Система тестовых заданий дает представление об информированности ребенка в определенной образовательной области, но не дает представления о нравственной целостности личности, об уровне духовного развития, о готовности к социализации и т. д. И бывает так, что ребенок не очень хорошо подготовлен, но угадал ответ и получил хорошие баллы - не очень высокие, но достаточные для хорошей отметки. При субъектном взаимодействии, когда вербальное и невербальное общение дополняют друг друга, когда учитель видит глаза ученика, когда общается с испытуемым и тот может выстроить так или иначе свой ответ, можно получить наиболее полное представление о зрелости личности. Не случайно великий Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Будь моя воля, я бы сохранил ЕГЭ для промежуточной аттестации, но не для итоговой. Я не придавал бы ему такое уж универсальное значение. Не думаю, что и в вуз правильно принимать только по результатам ЕГЭ. Пусть будут разные системы оценки знаний. Кто-то хочет поступать по результатам ЕГЭ, кто-то по собеседованию. Пусть будет выбор.

К тому же наши талантливые дети уже находятся на пороге открытий, которые позволят без всяких усилий сдавать ЕГЭ. Они изобретут в очень скором времени такую систему подсказок и подстраховок, которая разработчикам тестовой системы и не снилась.

– Школу можно выбирать. Многие ли пользуются этим правом? И достаточно ли информации о той или иной школе?

– Школа – это, прежде всего, учитель, а не здание, это качество педагогической культуры, которая в ней живет, стиль этой культуры, формы ее выражения. И если уж выбирать, то не школу, а учителя. Конечно, можно попасть под воздействие понятия «Престижная школа», что и происходит с родителями, которые хотят самовыразиться через своих детей. Но я придерживаюсь мнения, что ребенок младшего школьного возраста, который еще не думает о направленности обучения, не строит планы относительно своего будущего, должен обучаться в школе по месту жительства. А о ней узнать легче всего. Она находится неподалеку. Дети и родители свободно общаются с учениками и педагогами этой школы. У них все, как говорится, на виду, и есть возможность получить любую информацию о школе и педагогах, которые в ней работают. Не говоря о том, что когда школа находится недалеко от дома, ребенок чувствует свою защищенность.

– А распространено ли в нашем образовании понятие «Имя педагога»? Известно, что к хорошему врачу стоит очередь, хорошие актеры выступают при аншлагах. А стоит ли очередь к хорошим педагогам?

– Информация о хороших педагогах распространяется так же, как и о хороших врачах, и очередь к ним стоит. Мы сталкиваемся с такой ситуацией, что когда набираются три первых класса, то класс одного из педагогов оказывается переполненным. Как правило, это класс учителя-работяги, не жалеющего своего времени, не боящегося черновой работы. Ведь истинный педагог – это подвижник. Он кропотливо трудится и терпеливо несет свой крест, не хвалясь своими заслугами. Как говорится, кто добр поистине, добро творит в молчаньи. Но информацию о таком учителе голубиная почта распространяет лучше, чем любое СМИ. Поэтому люди об этом без труда узнают и стараются доверить своих детей именно этому педагогу. Бывает, конечно, что учителя выбирают, услышав о его победе на профессиональном конкурсе. А еще очень часто родители стараются отдать своего ребенка тому педагогу, у которого учились сами.

– Евгений Юрьевич, как вы думаете, решат ли мероприятия, проводимые в рамках национального проекта «Образование» все вопросы современной школы?

– Все вопросы этот проект, конечно, не решит. Необходимо встречное движение всех участников образовательного процесса – и учителей, и детей, и родителей, и общественных организаций. Все участники должны стать совокупными субъектами образовательного процесса. Национальный проект «Образование» призван лишь обратить внимание широкой общественности на проблемы образования, поддержать его, обеспечив информационную и финансовую помощь. А решать проблемы нужно, конечно же, совместными усилиями.

– Испытываете ли вы, как директор школы, дефицит квалифицированных кадров?

– Безусловно. Сейчас помимо общеизвестных проблем прибавилась еще одна новая. Дело в том, что учитель должен научить детей тому, чему его самого не учили. Средний возраст педагогов у нас составляет 57-60 лет.

– Есть ли надежда на то, что кадровая проблема будет решена?

– Есть, так как система переподготовки работает оперативно. И если учитель среднего или старшего возраста имеет желание и способность совершенствоваться в профессии, то возможности у него для этого есть. Я знаю учителей, которым уже за 70 и, тем не менее, они идут на курсы повышения квалификации. То есть, возраст не помеха. Что касается молодых педагогических кадров, то, с моей точки зрения, ситуация и здесь меняется. Я преподаю в педагогическом университете и наблюдаю, как мотивации студентов на профессию меняются в лучшую сторону. Еще несколько лет назад многие поступали в университет по причинам, которые никакого отношения к преподавательской деятельности не имеют – одним нужно было переждать ситуацию, сложившуюся на селе, и пожить в городе, другим – не пойти в армию, третьим – удачно выйти замуж. А в последние годы студенты стали с интересом относится к получаемой профессии. Раньше я, начиная занятия, просил поднять руки тех, кто пойдет работать в школу, и из 74 человек поднимали руки только четверо. Сейчас это количество увеличилось. Кроме того, с недавнего времени в профессию потянулись люди, у которых родители тоже учителя, то есть, стали появляться династии. Поэтому я настроен оптимистически. У меня есть надежда на то, что проблема педагогических кадров будет решена.

– По вашим наблюдениям, насколько увеличилось по сравнению с предыдущими годами число выпускников школ, стремящихся попасть в вузы?

– Насколько сказать не могу. Но тенденция такая есть. Все ученики, которые продолжают учебу в 10-11 классах, ориентированы на высшую школу. И почти все они поступают в вузы.

– Как вы считаете, какие факторы оказывают существенное влияние на профессиональный выбор выпускников? Каким сферам деятельности отдаются предпочтения?

– Профессиональный выбор часто зависит от того, на что ориентируют ребят в семье – на зарабатывание денег или на самореализацию. Немаловажное значение имеет возможности для поступления в тот или иной вуз и гарантии трудоустройства по окончании учебы. Это в прежние времена юноши и девушки выбирали профессию по душе и по уровню своей подготовленности. Тогда о том, что кто-то, получив диплом, останется без работы, не могло быть и речи. Сейчас выпускникам приходится корректировать свой профессиональный выбор с учетом целого ряда обстоятельств. И все – таки нельзя не отметить, что в последнее время возрос интерес к таким сферам деятельности и областям знаний как информатика, медицина, филология, история, психология. Еще совсем недавно подавляющее большинство стремилось получить экономическое или юридическое образование.

– Творческий подход к воспитанию личности и образовательные стандарты. Совместимые ли это понятия?

– Если учитель подходит к своей работе творчески, то стандарты ему не помеха. Наша история педагогики знает и более сложные периоды. Когда была разруха, и ни о каком творческом подходе к развитию личности не помышляли, Макаренко, взявшись за образование малолетних преступников, дал им гораздо больше, чем необходимый минимум знаний и навыков. Кто скажет, что Макаренко нетворческий человек? Или Сухомлинский, который в эпоху тоталитаризма заботился о духовном развитии личности? Так что, если учитель сам творческая личность, то и подходить к воспитанию личности он будет творчески при любых обстоятельствах, стандартах и установках. Мы со студентами педуниверситета проводим презентации разработанных ими проектов идеальной школы. И меня не может не радовать, что на таких занятиях будущие педагоги проявляют богатую фантазию, живое отношение к своей профессии, желание изменить к лучшему школьную жизнь да и мир в целом. Надеюсь, что все это они возьмут с собой в педагогическую деятельность.

Интервью вела Наталья ШАВВА


Газета зарегистрирована
в Северо-Кавказском
управлении по печати

Главный редактор
Александр СТАРИКОВ
297-39-77

Директор PR-агентства
Наталья ШАВВА
297-39-77

Руководитель спецпроектов
Юрий ЧМЫРЕВ
297-39-76

Дизайн и верстка
Александр БАЕВ

Адрес редакциии издателя: 344038,
г. Ростов-на-Дону,
ул. Ленина, 66, оф. 213 Тел./факс:(863) 297-39-76 Тел.(863) 297-39-77
E-mail: ucit@mail.ru
Http://ucit-rostov.narod.ru

Издатель –
ООО «Южный центр информационных
технологий»

 

Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 66 (Академия правосудия), офис 213. Тел.: (863) 397-3977 • E-mail: ucit@mail.ru
Используются технологии uCoz