title1
Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 66 (Академия правосудия), офис 213. Тел.: (863) 297-3977 • E-mail: ucit@mail.ru
1

ИННОВАЦИИ


logo_bik

Издание освещает события, происходящие в жизни Южного федерального округа. На страницах газеты публикуются актуальные материалы, посвященные политике, эконо-мике, науке, образованию, культуре, медицине, спорту и т. д. Постоянные читатели газеты это представители властных структур, руководи-тели организаций и предприя-тий, госслужащие, бизнесмены, ученые, работники коммер-ческих фирм, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Читательская аудитория более 40 тыс человек.

 

«Все о Бизнесе и Карьере» №25

ТТИ ЮФУ – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

Заграй_НПВыпускники Таганрогского радиотехнического института – сейчас это технологический институт Южного федерального университета – работают в самых различных отраслях промышленности и науки. Отличает их высокий профессионализм, глубокие знания, умение использовать эти знания на практике. Сегодня к специалистам с дипломами вуза отношение особое. От них ждут нестандартных решений. Именно от выпускников высших учебных заведений во многом зависит, что будет в России: расцвет экономики, повышение уровня жизни россиян или она займет место третьей страны в мире. Для того чтобы специалисты с дипломами российских вузов котировались за рубежом, Россия входит в Болонский процесс, наши профессиональные образовательные программы проходят аккредитацию за рубежом. Об инновационных технологиях обучения в образовательных программах ТТИ ЮФУ корреспондент газеты «Все о бизнесе и карьере» Нина Слободенюк беседует с начальником учебно-методического управления технологического института, доктором технических наук профессором Николаем Петровичем ЗАГРАЕМ.

– Николай Петрович, выпускники Таганрогского радиотехнического института известны далеко за пределами Ростовской области. Сегодня вуз называется технологическим институтом. Перемена вывески что-нибудь изменила?

– Наш институт – один из специализированных радиотехнических вузов в России, готовящий специалистов в области радиотехники, телекоммуникаций, электроники, связи и систем управления. Но сегодня вуз еще известен еще и тем, что накопил опыт реализации инновационных образовательных программ в ходе реформирования высшего профессионального образования в России. Название «радиотехнический институт» несколько устарело. Мы готовим специалистов более широкого профиля. Что касается изменений в подготовке специалистов, то они происходят постоянно. Например, важнейшей составляющей современного учебного процесса является самостоятельная работа студента. Новая технология обучения в нашем институте существенно ее преобразовала. Теперь нет необходимости выделять самостоятельную работу, искусственно ее инициировать при реализации студентом своего процесса обучения, так как вся работа студента является индивидуальной, то есть, самостоятельной. Отсюда следует важнейший результат: иной вид работы для студента в данной технологии обучения просто неприемлем, что делает ее перспективной технологией ХХI века.

– Сегодня вузы переходят на новую многоуровневую систему подготовки специалистов бакалавр-магистр. На ваш взгляд, такая подготовка оправдает себя?

– Безусловно. Многоуровневая система подразумевает, что студент сам выбирает, проучиться четыре года и получить квалификацию бакалавр, или продолжить учебу, получить высшее образование по специальности. Через пять лет учебы, защитив диплом, выпускник получает квалификацию специалиста, инженера. При желании заниматься наукой студент поступает в магистратуру по программам специализаций и получает квалификацию магистра. Обучающимся доступны все три уровня подготовки в системе высшего образования. С 2009 года будет осуществлен переход на двухуровневую систему высшего образования: бакалавр и магистр.

– Известно, что Таганрогский технологический институт принимает участие в реализации приоритетных национальных проектов?

– Причем, сразу в двух. В 2006–2007 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализовал проект «Инновационный механизм взаимодействия Таганрогского государственного радиотехнического университета и бизнеса» и с 2007 года участвует в приоритетном национальном проекте «Образование», на 2007–2010 годы.

– Подготовка у каждого студента разная, как и возможности усвоить тот или иной материал. В вашем институте практически решена проблема, волнующая любого преподавателя: как способному студенту дать больше, а слабого «подтянуть». Что вы для этого сделали?

– То, что один человек буквально на лету схватывает, другой усваивает после напряженных занятий – это естественно. И когда преподаватель читает лекцию в аудитории для всей группы, не все успевают вникнуть в материал, понять его. А если еще студент не привык работать самостоятельно, данный материал вообще не будет усвоен. Для того, чтобы сильные студенты не зависели от более слабых, мы сегодня заняты тем, чтобы обеспечить каждому студенту процесс изучения дисциплины индивидуально, независимо от остальной группы. Это уже позволяет говорить о начале установления асинхронной системы обучения. Студенту предоставляется возможность записаться в лабораторию для обучения и аттестации по тому или иному курсу в удобное для него время и сроки в соответствии с его индивидуальным учебным планом.

В результате, реально осуществляется формирование у студента инновационного мышления. Студент активно мотивирован в обучении, реализует положения системы развития индивидуального творческого мышления, самоменеджмента, индивидуального самоуправления для достижения жизненных целей. Студенты учатся применять теоретические знания на практике, заниматься исследовательской работой, творчески подходить к любой задаче.

Таким образом, формируется новое организационно-методическое образование, сущность которого можно определить как научно-образовательный модуль инновационных технологий обучения.

– В институте появилось новое оборудование, разрабатываются новые программы, наверное, и штат сотрудников увеличился?

– Отнюдь. Все нововведения не требуют расширения штата профессорско-преподавательского состава, так как он определяется не количеством аудиторной нагрузки в учебном плане, а согласно методики расчета штатов численным количеством обучающихся студентов.

– За счет чего это происходит?

– За счет оптимизации учебного процесса. Например, в наших, так называемых поточных аудиториях, общеобразовательные лекции слушают студенты сразу всего потока. То есть, один преподаватель ведет занятие сразу для нескольких групп. Разработаны в институте электронные версии конспектов лекций. Они вывешиваются на сайты кафедр, и студент при выполнении своего индивидуального задания может обратиться к материалам для уточнения или корректировки результатов работы. Эти лекции составляют основу электронного учебника. В результате отпадает необходимость аудиторного чтения лекций по конкретной дисциплине. Наличие материала на электронном носителе дает еще одно преимущество. Преподаватель размещает материал на интерактивной доске, студенты самостоятельно его изучают. Если что-либо не ясно, студент индивидуально обращается к наставнику. Появляется форма индивидуального сопровождения студента при изучении учебной дисциплины.

– Вуз будущего. Каким, по вашему мнению, он должен быть?

– Можно много говорить о значении высшего образования, науки в целом, влиянии их на развитие экономики и промышленности. Но главное, мне кажется, это преемственная связь вуз-предприятие. Институт не сам по себе кого-то там учит. Мы должны готовить определенные кадры для определенных предприятий. Сегодня наиболее сориентированные в этом компании понимают всю сложность задачи и начинают активно сотрудничать с институтом. На создание наиболее благоприятных для этого условий направлен инновационный проект «Инновационный механизм взаимодействия ТТИ ЮФУ и бизнеса». В институте создаются условия для формирования и развития инновационных научно-образовательных бизнес-комплексов, так называемых кластеров.

– То есть, в идеале выпускник с первых же дней работы на предприятии должен ориентироваться в производстве и быть полностью самостоятельной единицей производственного процесса?

– К тому, чтобы давать таких специалистов промышленности, вузы с помощью тех же предприятий, в конце концов, придут. Такой подход к образованию может стать основой формирования концепции построения новых университетов федерального уровня как научных центров образовательных учреждений, работающих на бизнес в деле развития экономики страны и ее конкурентоспособности.

Нина СЛОБОДЕНЮК


Материалы по теме:

-


Газета зарегистрирована
в Северо-Кавказском
управлении по печати

Главный редактор
Наталья ШАВВА
297-39-77

Зав.отделом распространения
Маргарита САПЕЛЬНИКОВА
297-39-76

Руководитель спецпроектов
Анастасия
ГАЛАКТИОНОВА
297-39-76

Дизайн и верстка
Александр БАЕВ

Адрес редакциии издателя: 344038,
г. Ростов-на-Дону,
ул. Ленина, 66, оф. 213 Тел./факс:(863) 297-39-76 Тел.(863) 297-39-77
E-mail: ucit@mail.ru
Http://ucit-rostov.narod.ru

Издатель –
ООО «Южный центр информационных
технологий»

Генеральный директор
Наталья ШАВВА


 

Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 66 (Академия правосудия), офис 213. Тел.: (863) 297-3977 • E-mail: ucit@mail.ru
Используются технологии uCoz