ВЫСШАЯ ШКОЛА
Открыла семинар Элина Михайловна Лисс, ректор Ростовского международного института экономики и управления.
Ее выступление задало деловой настрой и активный рабочий ритм семинара.
Издание освещает события, происходящие в жизни Южного федерального округа. На страницах газеты публикуются актуальные материалы, посвященные политике, экономике, науке, образованию, культуре, медицине, спорту и т. д. Постоянные читатели газеты это представители властных структур, руководители организаций и предприятий, госслужащие, бизнесмены, ученые, работники коммерческих фирм, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Читательская аудитория более 40 тыс человек. |
«Все о Бизнесе и Карьере» №29
Негосударственный вуз
обучил государственные
Принимая иностранных студентов, любое государство преследует несколько целей: осуществление стратегических интересов и влияния через подготовку кадров, повышение государственного влияния за счет распространения культуры и языка, развитие науки и образования на основе обмена студентами и преподавателями, привлечение одаренных граждан других государств; развитие отдельных направлений экономики с учетом предрасположенности выпускников – использование техники, технологий и продукции из страны обучения. Направляя на обучение, государство также решает ряд вопросов, связанных с подготовкой кадров, внедрением новых технологий и других.
Странами, из которых выезжает на обучение наибольшее число студентов за рубеж, считаются Китай (100 тысяч человек), Корея (70 тысяч), Япония (63 тысячи) и Германия (46 тысяч). Страны, в которых учится больше всего иностранных граждан, – это США (572509), Великобритания (300056), Германия (260314), Франция ( 237587), Австралия (166954), Япония ( 117903), Россия (75786). Интерес к российскому высшему образованию у иностранных граждан возрастает с каждым годом. Этому способствует участие страны в Болонском процессе. Многие иностранцы не прочь перевестись в наши вузы и получить российские дипломы. Но каждая страна имеет свою парадигму образовательной системы, которая проявляется в особых учебных планах и программах, в особой системе оценок, документах об образовании. И когда студенты перемещаются из вуза одной страны в вуз – другой, реализуя свои законные права, то возникают вопросы. Как же совместить программы обучения, уровни подготовки? На какую оценочную шкалу ориентироваться – в мире существует 468 систем оценки знаний? На какие правовые акты опираться в том или ином случае. И, наконец, как отличить фальсифицированные иностранные документы от подлинных, принять верное, юридически обоснованное решение?
Эти и многие другие вопросы перед отечественными вузами поставило время. Ответить на них был призван учебно-информационный семинар «Обеспечение качества приема на обучение граждан с иностранными документами об образовании», который организовал Ростовский международный институт экономики и управления для повышения квалификации в части установления эквивалентности и признания иностранных документов об образовании сотрудников вузов различных ведомств. Семинар проводился в рамках проекта ФЦПРО в соответствии с письмом Управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора и по результатам конкурса котировок. Иными словами, негосударственному вузу были доверены реализация государственной программы и обучение коллег из государственных вузов. А это говорит о том, что сформировано единое образовательное пространство, в котором на равных правах выступают все высшие учебные заведения и борются за право быть лучшими. Вот вам, кстати сказать, и ответ на вопрос о государственных и негосударственных.
Открыла семинар Элина Михайловна Лисс, ректор Ростовского международного института экономики и управления. Ее выступление задало деловой настрой и активный рабочий ритм семинара. Да и доклады выступающих были настолько информационно насыщенными, содержали столько ярких примеров и отвечали на множество острых животрепещущих вопросов, что интенсивность работы не снижалась до самого конца события. Впрочем, иначе, наверное, и быть не могло: уровень семинара был достаточно высоким.
Заведующий кафедрой «Управление международным образованием» Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, сертифицированный эксперт Центра экспертизы иностранных документов об образовании Северо-западного Федерального округа Евгений Васильевич Шевченко рассказал собравшимся об особенностях систем образования и документов о его уровне в зарубежных странах. Речь шла о классификации зарубежных систем образования, международной стандартной классификации, особенностях немецкой (модель Гумбольда), французской (модель Наполеона) и англо-саксонской систем образования, о реформировании систем образования стран СНГ и Балтии, об основных отличиях систем образования зарубежных стран от российской системы, о типологии документов, транскриптах, об особенностях документов разных стран, об определении типа иностранного документа об образовании. Далее он подробно проинформировал слушателей о правовом регулировании приема граждан с иностранными документами об образовании – международных и двухсторонних соглашениях о признании документов об образовании, в которых участвует Российская Федерация. Рассказал слушателям о Лиссабонской конвенции о признании документов об образовании. Назвал национальные и институциональные правовые акты, регулирующие вопросы признания иностранных документов об образовании, и дал комментарии к ним.
Общие принципы признания документов об образовании гласят, что документы не должны быть фальшивыми и поддельными; учебное заведение, их выдавшее, должно быть признано в рамках действующей в стране системы аккредитации; предыдущее образование должно давать допуск к рассматриваемой ступени образования; признание документов на основе национального законодательства не может противоречить международно-признанным нормам. Однако в каждом конкретном случае вузы сталкиваются с массой нюансов и сложностей. Совершенно очевидно, что без специалистов в этой области, хорошо владеющих правовыми основами, здесь не обойтись. Поэтому налаженная система обучения экспертов – это задача сегодняшнего дня.
Докладчик рассказал об организации и технологии первичной оценки (экспресс-анализа) иностранных документов об образовании, а также об особых случаях признания. На следующий день работы семинара Евгений Васильевич встретился со слушателями для того, чтобы обсудить часто встречающиеся и сложные вопросы приема на обучение граждан с иностранными документами об образовании и ответить на вопросы.
О легализации документов об образовании и ее установлении, о сомнительных документах об образовании и способах выявления их фальсификации и об особенностях китайских документов об образовании рассказала участникам семинара заведующая Учебно-научно-исследовтельской лабораторией «Оценка документов об образовании» кафедры «Управление международным образованием» Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, сертифицированный эксперт Центра экспертизы иностранных документов об образовании Северо-западного Федерального округа Зоя Владимировна Шардыко. Она провела практические занятия по оценке документов об образовании. Впрочем, весь семинар имел практическую направленность. Он был организован таким образом, чтобы слушатели не только получили представление, но и научились применять на практике полученные знания.
Об обеспечении качества образования и признании документов об образовании говорил на семинаре начальник Управления аккредитации и надзора в образовании Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки Виктор Иванович Круглов.
– Приходилось ли вам самим сталкиваться со случаями несоответствия иностранных документов требованиям отечественной системы высшего образования? – спросила я после семинара проректора по науке и международным связям Ростовского международного института экономики и управления Наталию Викторовну Соковнину.
– Да, приходилось, – ответила она. – Однажды к нам обратились два студента из Африки с просьбой принять их в магистратуру. Дипломы бакалавров они предъявили. Но поскольку мы знали, что в их стране диплом бакалавра равноценен нашему аттестату о среднем образовании, то, конечно, студенты получили отказ. Мы разъяснили им, что с их документами можно претендовать только на первый курс нашего института.
– А с вашими студентами происходили ли такие случаи за рубежом?
– Случаев перевода наших студентов в европейский вуз пока не было. Но вот что касается выпускников, которые продолжили дальнейшее обучение в Европе, то у них не возникло никаких сложностей. Это, безусловно, связано с тем, что помимо диплома государственного образца наши выпускники получают еще и европейское приложение к нему. Не говоря о том, что уровень знаний выпускаемых нами специалистов получает высокие оценки наших зарубежных коллег и работодателей. Совсем недавно мы получили письмо от нашего выпускника из Финляндии, в котором он сообщает, что у него все складывается в профессиональном отношении. За это он благодарит родной вуз. Вообще должна сказать, что та атмосфера творческого поиска, созданная в институте, постоянное изучение потребностей рынка труда, прогнозирование ситуации и активное сотрудничество с работодателями позволяет выпускать именно тех специалистов, которые нужны сегодня и будут нужны завтра, причем, не только в России, но и далеко за ее пределами.
Н. Владимирова.
Материалы по теме:
- Ростовский международный институт экономики и управления (РМИЭУ) обучает специалистов для международного бизнеса
|
Газета зарегистрирована
в Северо-Кавказском
управлении по печати
Главный редактор
Наталья ШАВВА
297-39-77
Зав.отделом распространения
Маргарита САПЕЛЬНИКОВА
297-39-76
Руководитель спецпроектов
Эмилия
СЛЮСАРЕВА
Дизайн и верстка
Александр БАЕВ
Адрес редакциии издателя: 344038,
г. Ростов-на-Дону,
ул. Ленина, 66, оф. 119 Тел./факс:(863) 297-39-76 Тел.(863) 297-39-77
E-mail: ucit@mail.ru
Http://ucit-rostov.narod.ru
Издатель –
ООО «Южный центр информационных
технологий»
Генеральный директор
Наталья ШАВВА
|