ПОЛЕМИКА
К новому закону еще будут приниматься поправки. Он носит живой, незастывший характер. Но каковы бы ни были изменения, ясно одно – необходимы новые форматы отношений торговли и производства, ясность и открытость. Без этого немыслимо развитие продовольственного рынка. К старому стилю возврата не будет.
Издание освещает события, происходящие в жизни Южного федерального округа. На страницах газеты публикуются актуальные материалы, посвященные политике, эконо-мике, науке, образованию, культуре, медицине, спорту и т. д. Постоянные читатели газеты это представители властных структур, руководи-тели организаций и предприя-тий, госслужащие, бизнесмены, ученые, работники коммер-ческих фирм, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Читательская аудитория более 40 тыс человек.
|
«Все о Бизнесе и Карьере» №42
Торговые сети и производители: Новый формат отношений
Как известно, 1 февраля нынешнего годы вступил в силу новый закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Как сложатся взаимоотношения производителей и продавцов в формате нового закона, поможет ли он им стать деловыми партнерами, будет ли устранено существующее между ними противостояние, и сможет ли, в итоге, продовольственный рынок удовлетворить потребности различных слоев населения, станет ли более доступным и разнообразным? Эти вопросы волнуют сегодня и предприятия, и торговые сети и, конечно, рядовых потребителей. Поэтому именно они были в центре внимания участников конференции.
ЧТО ГОВОРЯТ НАВЕРХУ
Надо сказать, что авторитетные политики и экономисты сегодня говорят о чуть ли не революционном значении нового закона для потребительского рынка. По мнению председателя Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова, новый закон поможет снизить розничные цены на 15 процентов уже к концу этого года. А в течение ближайших четырех-пяти лет – еще на 25 процентов, поскольку закон имеет выраженный антимонопольный характер. По мнению Федорова, в любой розничной цене в России «монопольная составляющая» достигает 50 процентов. В течение двух десятилетий государство «разрешало» предпринимателями быть монополистами, и на этом они строили свою стратегию. Теперь «дополнительная сверхприбыль, основанная на монополистическом положении», признана незаконной. Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности преследует эту дополнительную сверхприбыль разными механизмами. Впервые в российской практике закон предусматривает механизмы, обеспечивающие прозрачность ценообразования. Теперь в Интернете каждый сможет проследить процедуру формирования цены поставщиков. Компании-производители будут выносить на сайты информацию о формировании цен и поставках товаров.
«Хорошим законом» назвал новый закон и статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов на открытии ХУ Международного саммита Food Business Russia. Его принятие позволит развить новый цивилизованный формат торговли, создать профицит производящей сети. В том, что в законе есть норма, позволяющая государству фиксировать цены на 90 дней в том случае, если социально значимый товар подорожает на 30% за 30 дней, ничего страшного для ретейлеров нет. Не стоит придавать особого значения их заявлениям о том, что закон, принятый в таком виде, повлечет за собой рост цен и дефицит в магазинах. Если даже где-то подобные проблемы возникнут, то это заставит губернаторов задуматься, почему не хватает того или иного товара, и направить усилия на развитие своей торговли.
По мнению других экспертов и аналитиков, закон принят именно в том виде, в котором он должен быть принят. Без перегибов, лишней жесткости. Государство не устанавливает цены, не регулирует наценку, не регламентирует режим работы. Недовольство ретейлеров тем, что закон запретил им превышать рыночную долю розничного оборота в пределах муниципального образования, ни к каким серьезным последствиям не приведет. Ведь развитие здоровой конкуренции, по замыслу законодателей, станет хорошим регулирующим механизмом. И потребители от этого только выиграют.
ГЛАС НАРОДА
Это те темы и мысли, которые звучат и обсуждаются на федеральном уровне. В регионах, в частности на Дону, идут дискуссии о том, как добраться до прилавка, каким должны быть бонусы торговых сетей, как влияет НДС, который платят переработчики сельхозпродукции, на себестоимость продукции. Сегодня и производителей, и сетевиков волнуют давно наболевшие проблемы. Представители зерноградской фирмы «Маяк», завода «Тавр», фирмы «Аксу», фермеры, присутствующие на конференции, в один голос говорили о том, как трудно продвигать производимую продукцию в торговые сети. Когда сетевики отказывают производителю на том основании, что тот не может предоставить всех необходимых документов, подтверждающих безопасность продукции, то это понятно и резонно. Но когда и документы в порядке, и продукция пользуется спросом, то поводом для отказа становится то, что линейка вся заполнена, и на ней больше нет места. Впрочем, дать от ворот поворот могут и под любым другим предлогом. Вот и получается, что производителей тех или иных видов товаров много, даже в масштабах одной области, а выбор в магазинах небольшой. Кстати сказать, когда приходится бывать на продовольственных выставках, то удивляешься, сколько вкусных и качественных изделий производится на Дону и в соседних краях и областях. И когда спрашиваешь экспонентов, почему они не поставляют свою продукцию на прилавки донской столицы, то нередко слышишь ответ: « Мы бы рады, да не пускают». Вот и приходится производителям открывать свои торговые предприятия – в основном мелкоформатные – в Ростове. Однако далеко не всем это пока по карману. Поэтому на конференции говорилось, в частности, о необходимости развития всех форм торговли. Если не получается установить контакты с торговыми сетями, то нужно договариваться с магазинами, реализовывать продукцию на продовольственных ярмарках. Кстати сказать, в Зернограде на ярмарке готовы предоставить места бесплатно на два месяца всем производителям.
Почему же торговые сети препятствуют продвижению тех или иных товаров. Ведь, казалось бы, чем богаче у них ассортимент, тем привлекательнее они выглядят в глазах покупателей. Но все не так просто. Торговые сети отдают предпочтение тем производителям, которые могут предложить наименьшую цену за свой товар. Есть даже такое понятие, как «минимальная цена» вхождения в торговую сеть. Главное, чтобы было дешево. Поэтому все усилия производителей, направленные на улучшение полезных и вкусовых качеств продукции, на создание привлекательной упаковки, разбиваются о ценовую преграду. Когда покупатели, недовольные вкусом и качествами продуктов сетуют на то, что, мол, в новые времена разучились производить хорошие товары, то они заблуждаются. Дело не в производителях, а в том, что сетевики закупают, что подешевле и, соответственно, похуже, чтобы сделать возможно большую наценку.
– Затраты на производство продукции растут, а сетевики хотят, чтобы все было по-старому, – сказала на конференции руководитель ПКФ «Маяк» Любовь Железная.
Но по-старому уже не будет. В соответствии с новым законом торговые сети обязаны обеспечивать «доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса». Иными словами, условия сотрудничества с торговыми сетями должны стать прозрачными и едиными для всех.
К новому закону еще будут приниматься поправки. Он носит живой, незастывший характер. Но каковы бы ни были изменения, ясно одно – необходимы новые форматы отношений торговли и производства, ясность и открытость. Без этого немыслимо развитие продовольственного рынка. К старому стилю возврата не будет.
Но как скоро закон заработает в полную силу, и все ощутят его действие, зависит не только от федеральных властей, но и от позиции тех, кто живет и работает в регионах.
Н. ВЛАДИМИРОВА
Материалы по теме:
- |
Газета зарегистрирована
в Северо-Кавказском
управлении по печати
Главный редактор
Наталья ШАВВА
297-39-77
Зав.отделом распространения
Маргарита САПЕЛЬНИКОВА
297-39-76
Руководитель спецпроектов
Эмилия
СЛЮСАРЕВА
Дизайн и верстка
Александр БАЕВ
Адрес редакциии издателя: 344038,
г. Ростов-на-Дону,
ул. Ленина, 66, оф. 119 Тел./факс:(863) 297-39-76 Тел.(863) 297-39-77
E-mail: ucit@mail.ru
Http://ucit-rostov.narod.ru
Издатель –
ООО «Южный центр информационных
технологий»
Генеральный директор
Наталья ШАВВА
|