title1
Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 66 (Академия правосудия), офис 213. Тел.: (863) 297-3977 • E-mail: ucit@mail.ru
1

ДИСКУССИЯ


logo_bik

Издание освещает события, происходящие в жизни Южного федерального округа. На страницах газеты публикуются актуальные материалы, посвященные политике, эконо-мике, науке, образованию, культуре, медицине, спорту и т. д. Постоянные читатели газеты это представители властных структур, руководи-тели организаций и предприя-тий, госслужащие, бизнесмены, ученые, работники коммер-ческих фирм, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Читательская аудитория более 40 тыс человек.

 

«Все о Бизнесе и Карьере» №26

Как разрешать конфликты в школе?

Этой теме была посвящена дискуссия, в которой приняли участие школьники, учителя, психологи и представители общественных организаций.

В Ростовском филиале Российской академии правосудия состоялась интерактивная игра «Мирное разрешение конфликтов в школе: поколения в контакте».

Главный вопрос, который обсуждался, – как работать с сегодняшней молодежью, с тем поколением подростков, которому уже не навяжешь единую и общеобязательную идеологию, и на «доброе и вечное» тоже не всегда замотивируешь? Один из проектов, который был в центре внимания и эту проблему отражал – создание Школьной студии примирения, которая бы путем переговоров разрешала многочисленные школьные конфликты.

Поколение ЛЕКС

В ходе интерактивной игры на общем дискуссионном поле встретились педагоги и старшеклассники, психологи и представители общественных организаций из различных регионов ЮФО. Организаторами выступили молодежное общественное объединение «Поколение LEX» (Ростовский филиал РАП) и Ростовский союз детских и молодежных организаций, при поддержке Молодежной программы LINX (фонд «Прожект Хармони») и отдела по делам молодежи Администрации Ростова-на-Дону.

Игра была организована так, чтобы все те, кто работают с подростками в школе и за ее пределами могли, образно говоря, друг друга услышать. Были сформированы четыре рабочие группы: самих подростков, учителей, школьных психологов и общественных организаций, реализующих молодежные проекты. Идея игры была в том, чтобы группы смогли найти позитивные решения проблем, сначала обсудив их со своими коллегами, а затем дискутируя на общем поле.

Игра хотя и была «школьной», не ставила себе целью дать ответы на вечные вопросы - как учить, чему и сколько. На семинаре в Ростовском филиале РАП речь шла о восприимчивости современной школы к новым гуманитарным шагам и нововведениям. По сути, игра была направлена на анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде, в школе и вокруг нее.

В школе главное место уделяют знаниям, и только знаниям. А вот внимание к личности уходит на второй план. Но ведь в конечном итоге, школа не должна быть «машинкой», которая просто закладывает в молодые головы информацию. Для широких горизонтов будущего нужны ответственность, способность мыслить творчески, и работать над собой. Понятно, что школа за все это отвечает. Но как же совместить жесткую систему образования с элементами личностного развития ?
В результате активной дискуссии внутри групп, все участники вынесли на общее обсуждение свои вопросы. Например, группа учителей подошла в ходе дискуссии к осознанию проблемы отсутствия самой ценности знаний в современном поколении и обсудила возможные пути ее решения. Не случайно в работе группы общественников активно обсуждалась тема детских летних лагерей, работающих по принципу «неформального» образования, которые пытаются привить интерес к новым знаниям и «живой» форме их получения. Ведь неформальный подход к образованию построен на том, что знание нужно не просто получить, а добыть - через собственные поиски, через личный опыт усилий и ошибок. Например, о своей работе рассказал гость из Волгограда – Сиволобова Анна, представитель редакции газеты «Молодой. Свежее решенье». Каждый год под эгидой молодежной газеты проводится летний лагерь по журналистике. Дети в течение лагерной смены учатся делать газеты, снимать видео-репортажи, писать публицистические материалы. За короткий срок они могут получить всё в концентрате: и «таблетки» русского языка и литературы, и «сироп» творчества, и «витаминки» общего развития и лидерства. Вот так – и удобно, и вкусно. Возможно, зачатки новой образовательной системы стоит искать именно здесь? Ведь примеры подобных программ можно найти и в сфере инженерии, экологии, искусства.

Конечно, в центре внимания на игре оказались сами школьники – именно к ним были обращены все вопросы. Может быть, именно потому, что не было школьного «пресса», дети и смогли сказать о своих проблемах открыто. Как проблемные моменты подростки обозначили несправедливость учителей, конфликты с классными руководителями, дискриминацию, связанную с уровнем знаний. Однако общее мнение было таким, что особо «кричащих» конфликтов ни в школе, ни дома у подростков не возникает.

Психологи также не изменили своему «амплуа» - промежуточным звеном между учителями и детьми на игре, как и в школах, оказались именно они. Однако что реально могут сделать в школе психологи, которые помимо всего прочего, поверх головы завалены тестами и опросами для Минобразования, опять же, вопрос. Да и психолог не настолько «вписан» в школьный процесс, как этого хотелось бы: не вездесущ, не всемогущ, не всезнающ... В общем, со стороны психологов присутствовал элемент недоумения – мы что, крайние? Ведь работа психолога приносит максимальный результат только тогда, когда у человека возникает искреннее желание себя изменить. А что делать с теми 95 % подростков, у которых нет желания меняться?

Думается, что здесь очень важны тот опыт, который уже получил развитие. Например, Далгат Магомедов - координатор проекта «Миротворческое образование и толерантность на Северном Кавказе»- рассказал о том, как в Дагестане фонд «Нет алкоголизму и наркомании» вместе с рабочей группой Детского фонда «ЮНИСЕФ» решает проблему профилактики межнациональной вражды. Они проводят целые серии тренингов для детей и молодежи, которые учат преодолевать агрессию, понимать людей разных национальностей и культур, быть восприимчивыми к новому и другому – и это все в неформальной, лишенной консерватизма обстановке. В итоге, «несерьезные» и интересные для самих детей тренинги выливаются в серьезные миротворческие программы. На сегодняшний день эта работа делает практически не- реальное – в летних детских лагерях вместе собираются дети из Ингушетии и Северной Осетии, Чечни и других республик, которые в свое время были зонами острейших конфликтов.

После этих программ дети начинают ездить друг к другу в гости, поддерживают творческие и информационные связи. Это пример и подлинной профилактики, и настоящего примирения.
Если говорить именно о социальной работе, то яркие образцы сегодня есть в Ставрополье. Молодые активисты из Центра молодежных инициатив «Стимул» и социального студенческого агентства «Стимул» рассказали о «креативных» формах профилактики алкоголизма и наркомании среди молодежи. Например, проект «Вечеринка «Ноль градусов» - настоящая клубная тусовка, но без капли алкоголя и никотина. Весь секрет в том, что пространство для общения настолько насыщено (от проведения шоу барменов до выступления лучших рэп-групп), что в дополнительных «развлечениях» просто нет потребности. Так что сильные гуманитарные начинания сегодня существуют – только почему-то не на территории школы…

В итоге, на игре произошло главное – встретились четыре стороны школьного Света: подростки, учителя, школьные психологи и общественники. На этом перекрестке задали друг другу вопросы. И сошлись на том, что нужны и новые формы работы с молодым поколением и, конечно же, взаимодействие всех сил, которые с молодежью сегодня работают. Это уже хорошее начало. Возможно, такая интерактивная игра, проведенная командой «Поколение LEX», станет примером того, как «сухая» аналитика может выливаться в сильные и яркие проекты. Спасибо всем официальным и неофициальным лицам, а также поклон старым друзьям, которые помогли провести эту встречу.

Елена Саркисова,
Светлана Пахомова,
молодежное общественное объединение «Поколение LEX»
Фото Максима Сулина


Материалы по теме:

- Несовершеннолетние заключенные МЕЖДУ СТРАХОМ и СМЕХОМ


Газета зарегистрирована
в Северо-Кавказском
управлении по печати

Главный редактор
Наталья ШАВВА
297-39-77

Зав.отделом распространения
Маргарита САПЕЛЬНИКОВА
297-39-76

Руководитель спецпроектов
Анастасия
ГАЛАКТИОНОВА
297-39-76

Дизайн и верстка
Александр БАЕВ

Адрес редакциии издателя: 344038,
г. Ростов-на-Дону,
ул. Ленина, 66, оф. 213 Тел./факс:(863) 297-39-76 Тел.(863) 297-39-77
E-mail: ucit@mail.ru
Http://ucit-rostov.narod.ru

Издатель –
ООО «Южный центр информационных
технологий»

Генеральный директор
Наталья ШАВВА


 

Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 66 (Академия правосудия), офис 213. Тел.: (863) 297-3977 • E-mail: ucit@mail.ru
Используются технологии uCoz