title1
Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 66 (Академия правосудия), офис 119. Тел.: (863) 297-3977 • E-mail: ucit@mail.ru
1

ПСИХОЛОГИЯ

Елена ДОНЦОВА

Прокопенко_Н

"Люди очень часто бывают не готовы к тем перспективам, которые открывает им жизнь. Нужно помнить одну простую истину: кто хочет, тот ищет возможности, а кто не хочет, тот ищет причины..."


logo_bik

Издание освещает события, происходящие в жизни Южного федерального округа. На страницах газеты публикуются актуальные материалы, посвященные политике, эконо-мике, науке, образованию, культуре, медицине, спорту и т. д. Постоянные читатели газеты это представители властных структур, руководи-тели организаций и предприя-тий, госслужащие, бизнесмены, ученые, работники коммер-ческих фирм, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Читательская аудитория более 40 тыс человек.

 

«Все о Бизнесе и Карьере» №35

Сам себе враг или друг?

Экономический спад не может не отражаться на психологическом состоянии людей. Тревога, нервозность, страх перед будущим и, как следствие, конфликты на работе и в семье или депрессия – это то состояние, в котором пребывают сегодня многие. Конечно, для этого есть все основания. Однако идти на поводу у своих негативных эмоций – значит, сослужить себе плохую службу. Кризис – это время большой работы над собой. Ведь, несмотря на объективные условия, человек может помочь себе в трудные времена, а может навредить. Об этом мы беседуем с директором по развитию учебно-тренингового центра «Аякс», бизнес-тренером Еленой Донцовой.

– Елена, сегодня одни впадают в депрессию оттого, что их уволили с работы, других не уволили, но они постоянно тревожатся о том, что это может произойти. Может ли человек как-то противостоять этим состояниям, защитить себя от агрессивной внешней среды и психологически неблагоприятного фона? Или это нужно просто пережить?

– Не только может, но и должен. Несмотря на объективные трудности то, как мы справимся с проблемами кризисного времени, во многом зависит от нас самих. Есть такое мнение, что кризис – это время открывающихся возможностей. И сейчас мы будем становиться свидетелями того, как одни фирмы открываются или сворачивают деятельность, а другие, наоборот, появляются и начинают активно работать. Одних людей увольняют, и они скитаются без дела, уходя в переживания о своей беде. А другие организуют свой маленький бизнес, и у них открывается второе дыхание. Через некоторое время эти, вторые, скажут кризису спасибо за ту встряску, которую он им устроил. Ведь если бы их не уволили они так бы и продолжали ходить на работу, получать небольшую зарплату и в рутине не задумываться о том, что можно жить по-другому, что они способны на большее. Мне уже сейчас приходиться наблюдать, как люди благодаря кризису сменили одну сферу деятельности на другую и ничуть об этом не жалеют. Например, человек работал инженером, а в свободное время для души посещал студию бальных танцев. На работе попал под сокращения, и, вдруг, понял, что его истинное призвание – хореография. Он устроился на работу в студию в качестве тренера. И сейчас ежедневно занимается любимым делом – учит детей и взрослых танцам. Жизнь его переменилась, стала яркой и насыщенной событиями. Другие люди, оставшиеся без работы, превратили свои увлечения флористикой, шитьем, конструированием мебели, занятия английским языком в дело жизни. Впрочем, в начале 90-х Россия уже переживала подобные экономические трудности. И многие коммерческие структуры, которые сегодня стали крупными успешными предприятиями, появились именно потому, что активные люди остались без работы. История о том, как безработный становится миллионером – это не американская мечта, а русская действительность. Поэтому то, как мы переживем кризис и будем чувствовать себя в этот период, во многом зависит от нашего отношения к трудностям. Нет вещей плохих и хороших самих по себе, наше отношение делает их таковыми. Кстати сказать, на эту тему есть один хороший анекдот. В семье жили два мальчика, два брата. Один был пессимистом, другой – оптимистом. Родители решили сбалансировать эмоции детей. И под рождественскую елку положили для пессимиста красивую игрушечную лошадку, а для оптимиста – кучку навоза. Когда дети обнаружили подарки, то пессимист заныл: «Ну, вот опять мне подарили ненастоящую лошадку. Игрушечную – я не хочу». Оптимист же радостно воскликнул: «А у меня – настоящая. Только она убежала».

Хочу отметить, что к нам на тренинги приходят в основном активные, успешные люди. Занятия им нужны для того, чтобы расти дальше, повышать свою эффективность. Причем, в кризисное время число заявок увеличилось. То же самое можно сказать о сугубо профессиональной сфере. Активные люди в кризис осваивают новые знания, смежные направления, повышают свою востребованность, активно обучаются. В то время как пассивные относятся реалиям сегодняшней жизни, как к тяжелой ноше, беде и не делают ни шага вперед.

– Научиться управлять собой – это, наверное, самая трудная задача. И если человека все-таки уволили с работы, то он переживает большой стресс. Что можно посоветовать тем, кто оказался в такой ситуации?

– Во-первых, настроиться на позитив. И извлечь пользу из этой ситуации. Появилось много свободного времени. Значит, можно отдохнуть, расслабиться, выспаться. Наконец-то появилась такая возможность! Осуществить все свои желания, которые из-за нехватки времени приходилось откладывать в долгий ящик. Например, заняться бегом по утрам, начать изучать английский язык, прочитать книгу, посмотреть фильм, отправиться в поход, посетить зоопарк, сходить к друзьям, забить в стену гвоздь и повесить картину, разобрать шкаф или сделать небольшой ремонт своими силами. И не отравлять себе жизнь мыслями о том, что же будет дальше, не впадать в панику.

Хорошо, если есть тылы, где можно укрыться от невзгод: друзья, знакомые, готовые оказать поддержку, семья, родственники. Правда, при общении с друзьями и близкими не надо злоупотреблять их терпением и постоянно жаловаться на жизнь. Им это может быстро надоесть. Общаться лучше с активными, нацеленными на достижение тех или иных результатов людьми. Это позитивно скажется на внутреннем состоянии того, кто временно оказался не у дел. Единственное, что нужно учитывать, что состояние приятного безделья не должно длиться долго. Жить в таком режиме может и понравиться. После небольшого отдыха нужно обязательно наметить программу действий, которая поможет поддерживать жизненный тонус. Обратиться в службу занятости, ходить на собеседования к потенциальным работодателям, даже если на первых порах эти собеседования ни к чему не приводят. Обратиться за помощью в поиске работы к знакомым. Главное – быть готовым воспользоваться теми возможностями, которые могут представиться в любую минуту, вовремя оценить их. Ведь люди очень часто бывают не готовы к тем перспективам, которые открывает им жизнь. Нужно помнить одну простую истину: кто хочет, тот ищет возможности, а кто не хочет, тот ищет причины. На досуге полезно подумать о внутренних неиспользованных ресурсах, о том, что вы можете и хотите делать, чему хотелось бы научиться. Ведь у вас есть время для обучения и переоценки ценностей.

– Известны ситуации, когда люди, которых никто не собирался сокращать, отстранять от работы, вдруг, в период кризиса начали вести себя так, что их все же уволили. То есть, человек, сам того не осознавая, может оказаться себе врагом.

– Это действительно так. Во многих коллективах отмечается увеличение эмоциональной напряженности. Любые действия руководства, например, сокращение рабочей недели с 6 до 5 дней или сокращение рабочего дня воспринимаются работниками как повод для беспокойства. Хотя в большинстве случаев руководством предприятия движет только одна цель – сохранить коллектив, структуру фирмы в неизменном состоянии. Сейчас очень многие руководители заказывают у нас бизнес-тренинги для своих коллективов, чтобы снизить напряженность, настроить коллектив на эффективную работу, создать здоровую деловую обстановку в команде. Ведь если кто-то провоцирует конфликты или развивает в среде сослуживцев мысль о том, что скоро всех уволят, что, по-видимому, дела идут плохо, денег нет, то это создает нездоровый эмоциональный фон, неизбежно сказывается на работе с клиентами и на результативности работы. Тем, кто любит часами в курилках вести подобные разговоры, стоит задуматься над тем, что руководство какое-то время их потерпит, проводя профилактическую воспитательную работу, а потом, если эти меры не дадут результата, примет решение об увольнении работников, провоцирующих панику.

Так что, подводя итог ранее сказанному, хочу подчеркнуть, что кризис требует большей, чем ранее, самодисциплины и активной работы над собой. Кто вовремя поймет это, тот будет в выигрыше.

Н. Владимирова


Материалы по теме:

- КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ!

- УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ!

- Как насолить своему начальнику?


Газета зарегистрирована
в Северо-Кавказском
управлении по печати

Главный редактор
Наталья ШАВВА
297-39-77

Зав.отделом распространения
Маргарита САПЕЛЬНИКОВА
297-39-76

Руководитель спецпроектов
Эмилия
СЛЮСАРЕВА

Дизайн и верстка
Александр БАЕВ

Адрес редакциии издателя: 344038,
г. Ростов-на-Дону,
ул. Ленина, 66, оф. 119 Тел./факс:(863) 297-39-76 Тел.(863) 297-39-77
E-mail: ucit@mail.ru
Http://ucit-rostov.narod.ru

Издатель –
ООО «Южный центр информационных
технологий»

Генеральный директор
Наталья ШАВВА


 

Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 66 (Академия правосудия), офис 119. Тел.: (863) 297-3977 • E-mail: ucit@mail.ru
Используются технологии uCoz